Аккумулятор — один из тех автокомпонентов, о которых вспоминают, когда он вдруг перестает работать. И обычно это происходит в самый неподходящий момент. Чтобы избежать сюрпризов, важно не только выбрать подходящую батарею для автомобиля, но и понимать, как правильно ее заряжать.
Разновидности автомобильных аккумуляторов
Классические свинцово-кислотные (жидкостные) батареи — самый распространенный тип. Они недорогие и простые в эксплуатации. При частичной зарядке в свинцово-кислотных аккумуляторах активизируется сульфатация пластин — снижение емкости из-за кристаллов сульфата свинца. Во избежание негативных процессов зарядка обслуживаемых аккумуляторов осуществляется 1–2 раза в год.
AGM-аккумуляторы (Absorbent Glass Mat) — современная версия классических АКБ. В них электролит впитан в стекловолоконные маты, что обеспечивает высокий пусковой ток и долгий срок службы (до 10 лет). AGM-батареи отлично подходят для автомобилей с высоким электропотреблением, однако зарядка необслуживаемых аккумуляторов данного типа требует совместимого ЗУ.
EFB-аккумуляторы (Enhanced Flooded Battery) — усовершенствованные жидкостные батареи, разработанные специально для автомобилей с системой Start-Stop. Внутри них находятся прочные пластины — пропитанные электролитом микроволоконные вкладыши. Такие источники питания выдерживают частые циклы «пуск-остановка» и глубокий разряд, быстро восстанавливаются и не нуждаются в обслуживании.
Щелочные аккумуляторы — к ним относятся никель-металл-гидридные (Ni-MH), никель-кадмиевые (Ni-Cd) и литий-ионные (Li-Ion) устройства. Щелочные батареи обычно используются в гибридных и электромобилях. Ni-MH обладают «эффектом памяти» — их лучше разряжать полностью перед зарядкой. Li-Ion и Ni-Cd этим не страдают, их можно заряжать в любой момент.
Как определить, что аккумулятору требуется подзарядка?
Определить, нуждается ли аккумулятор в подзарядке, — важный навык для каждого водителя. Вовремя заряженная батарея не только гарантирует уверенный запуск двигателя, но и продлевает срок службы самого устройства. Актуальность вопроса повышается в холодное время года с увеличением нагрузки на аккумулятор и сокращением его рабочего ресурса. При этом распознать признаки разрядки и определиться с методами диагностики зачастую можно без посещения специализированного сервиса.
Первым тревожным сигналом может стать вялый запуск двигателя: стартер крутит слабо, обороты ниже обычного. В этом случае рекомендуется проверить уровень заряда с помощью подручных средств или приборов.
Самыми точными являются ареометр и мультиметр. С помощью ареометра измеряют плотность электролита, напрямую отражающую степень заряда. Таким способом осуществляется проверка обслуживаемых аккумуляторов. Для всех остальных подойдет проверка напряжения мультиметром.
Вот список простых и эффективных методов определения заряда:
- Плотность электролита: 1,28 г/см³ — заряд 100 %; 1,19 г/см³ — 50 %; 1,10 г/см³ — полностью разряжен. При отклонениях даже в одной из банок существует подозрение на неисправность.
- Напряжение без нагрузки: 12,7 В — полная зарядка; каждые 0,1 вольта вниз — минус 10 % заряда. При значении 12,4 вольта и ниже батарею нужно подзарядить.
- Нагрузочная вилка: идеальные 10,2 вольта на пятой секунде нагрузки свидетельствуют о здоровье батареи. Менее 9 В — нужна зарядка, ниже 8 В — возможно, требуется замена.
- Фары в качестве нагрузки: при включенных фарах без запуска двигателя можно грубо оценить уровень заряда. Если напряжение ниже 10 В — аккумулятор разряжен.
- Индикатор на батарее: цвет глазка показывает примерное состояние, точность у данного способа низкая.
- Показания зарядного устройства: некоторые модели позволяют узнать уровень заряда без отдельного прибора.
- Сигнализация с функцией контроля АКБ — удобный вариант для современных автомобилей с GSM-модулями.
- Уровень электролита в банке: если раствор перекрывает пластины на 10-15 мм — заряд в норме.
- Вольтметр в прикуривателе: полезный гаджет для постоянного контроля уровня заряда батареи.
Важно помнить: разряженный аккумулятор не всегда означает неисправность. Часто причина кроется в забытом свете, невыключенных устройствах или неполадках генератора. Регулярная проверка поможет избежать внезапных сбоев и замены батареи раньше срока.
Какие бывают зарядные устройства?
Зарядное устройство — важный элемент, без которого нельзя обойтись автовладельцу. В холодное время года, когда автономный источник питания быстро теряет напряжение, или если машина простаивает неделями, это настоящая скорая помощь для аккумулятора. Какие же бывают зарядные устройства:
- Классические ЗУ — отличный выбор для тех, кто не использует авто регулярно. Например, если машина простаивает в гараже всю зиму, то аккумулятор к весне точно разрядится. Подключив батарею к устройству на ночь, утром можно смело заводить двигатель. И хотя данный вариант не обеспечивает высокую скорость, зарядка с его помощью проходит максимально глубоко и бережно.
- Пусковые устройства (джампстартеры) — выручат, если аккумулятор внезапно разрядился, когда необходимо срочно ехать. Они не предназначены для длительной подзарядки АКБ, а просто «помогают» запустить двигатель. Данное устройство также нужно подзаряжать от сети. Желательно делать это каждые 2-3 месяца, в том числе при нечастом использовании.
- Пуско-зарядные устройства (ПЗУ) — универсальный вариант. Они и заряжают, и запускают авто. Это удобное, выгодное и компактное решение. ПЗУ бывают двух видов — традиционные (простые и доступные, без защиты от КЗ или смены полярности) и автоматические («умные» устройства с определением параметров заряда, защитой от перегрузок, замыканий и человеческого фактора).
При выборе типа зарядного устройства следует учесть частоту эксплуатации автомобиля и условия хранения машины. Надежный прибор является гарантией того, что в нужный момент он не подведет.
Подготовка аккумулятора к зарядке
Подготовка аккумуляторной батареи к зарядке — дело несложное, но крайне важное. От правильных действий зависит не только срок службы источника питания, но и безопасность оператора. Внутри аккумулятора находится электролит на основе серной кислоты — при зарядке он может выделять опасные газы, включая взрывоопасный водород. Поэтому соблюдение мер предосторожности является не просто формальностью, а необходимостью.
Прежде чем заряжать аккумулятор, рекомендуется сделать следующее:
- Оценить тип батареи. Необслуживаемые АКБ просто подключаются к ЗУ. Обслуживаемые требуют дополнительных шагов по защите.
- Надеть одежду, закрывающую тело. Хлопок не подойдет, он не защищает от кислоты. Лучше использовать синтетическую спецодежду. Обязательны резиновые перчатки и очки.
- Проверить аккумулятор визуально на отсутствие трещин или подтеков. При наличии электролита на корпусе его его убирают с использованием раствора соды.
- Подготовить рабочее место. Заряжать можно только в хорошо проветриваемом помещении, вдали от детей и электроники. Гараж — это идеальный вариант для зарядки.
- В холодное время года подождать, пока АКБ согреется. Если батарея была на морозе, она должна принять комнатную температуру.
- Очистить корпус и контакты. Сначала удаляется грязь, затем окисление. Для очистки подойдут щетка, наждачная бумага или раствор соды (чайная ложка на стакан воды).
- Снять крышки. У обслуживаемых АКБ их снимают с банок, у необслуживаемых удаляют заглушку с отверстия для выхода газов.
Во время зарядки важно избегать контакта с металлом и не использовать рядом электронные устройства. Для нейтрализации кислоты при случайном попадании на кожу под рукой всегда рекомендуется держать 10 % раствор соды. После завершения зарядки нужно обязательно вымыть руки.
Правильные методы зарядки автомобильного аккумулятора
Зарядка автомобильного аккумулятора — дело нехитрое, если в наличии имеется правильное оборудование. Лучше всего с этим справляется «умное» зарядное устройство. Оно само определяет состояние батареи, выбирает оптимальный режим (десульфатация, восстановление, выравнивание) и отключается, когда зарядка завершена. «Умные» ЗУ удобны, безопасны и не требуют постоянного контроля.
Но что делать, если такого устройства нет? Подзарядить аккумулятор можно классическими способами — с помощью обычной зарядки постоянным током или постоянным напряжением. Хорошо, если устройство позволяет регулировать оба параметра.
Два основных способа зарядки:
- Постоянный ток. Устанавливается сила тока, равная 1/10 от емкости аккумулятора. Например, при емкости АКБ 60 А·ч на ЗУ устанавливается ток 6 А. По мере увеличения напряжения (до 14,4 вольт и затем до 15 В) ток следует снизить вдвое. Когда показатели стабилизируются и не изменяются в течении часа — батарея считается заряженной.
- Постоянное напряжение. Устанавливается фиксированное напряжение (обычно 14,5 В). Величина зарядного тока сначала является высокой, но затем падает. Когда ток снизится почти до нуля (например, 0,6 А при емкости 60 А·ч) — зарядка считается завершенной.
Первый метод является более быстрым, но требует постоянного мониторинга температуры и тока. АКБ при этом изнашивается быстрее, выделяется больше газов. Второй способ является щадящим, так как не требует постоянного вмешательства и меньше изнашивает батарею. Однако данный процесс весьма длительный и не всегда обеспечивает 100 % заряда (обычно около 90 %).
Зарядка аккумуляторной батареи зарядным устройством
Правильная зарядка аккумулятора — залог его длительной службы. Важно не только выбрать подходящее зарядное устройство, но и строго соблюдать порядок действий. Подключение осуществляется после рассмотренных ранее подготовительных шагов. Алгоритм его выполнения следующий:
- Кабели с ЗУ присоединяют к батарее — красный провод к «плюсу», черный к «минусу». Сначала подключают плюсовую клемму, затем минусовую.
- Вставляют вилку зарядного устройства в розетку. На ЗУ настраивают величину силы тока или напряжения (в зависимости от выбранного способа зарядки). Включают зарядку.
- Когда заряд завершен, отключают прибор в обратной последовательности: сначала обесточивают зарядное устройство, затем вытаскивают вилку из сети и только потом снимают клеммы.
Очень важно избегать искрения рядом с заряжающимся источником питания — это может быть опасно. Подключение к клеммам всегда выполняется до включения в сеть.
Время зарядки батареи с помощью ЗУ обычно занимает около 24 часов. Современные устройства снабжены индикаторами или дисплеями, показывающими текущий уровень заряда. При соблюдении всех правил процедура проходит безопасно и эффективно.
Как зарядить аккумулятор от другого автомобиля?
Оперативно подзарядить АКБ можно от другого автомобиля. Данный способ называют «прикуриванием». Подзарядку производят с помощью мощных пусковых проводов красного (плюс) и черного (минус) цветов со специальными зажимами — «крокодилами».
Подзарядку стандартной 12 В батареи осуществляют от 12 В аккумулятора-донора. Напряжения АКБ грузовой и тяжелой автотехники 24 и 48 В не подойдут для «прикуривания» легковушки.
Последовательность действий данного способа выглядит следующим образом:
- Машины располагают так, чтобы кабели могли достать до обоих аккумуляторов без натяжки. На исправном автомобиле отключают электрическое оборудование и зажигание.
- Красный пусковой провод подключают к плюсовым контактам батарей. Затем один зажим черного провода устанавливают на минусовую клемму машины-донора. Второй зажим присоединяют к оголенному металлическому участку на кузове или моторе подзаряжаемого транспортного средства.
- После подключения двигатель исправного транспортного средства заводят минимум на 5 минут. В холодную погоду двигателю нужно дать поработать дольше. Затем мотор глушат и отключают зажигание.
- На завершающем этапе проверяют, заводится ли техника с разряженным аккумулятором. Если все нормально отсоединяют пусковые кабели, не касаясь других контактов зажимами.
Рассмотренный вариант является крайней мерой. После «прикуривания» транспортное средство будет заводиться и исправно функционировать какое-то время, однако это не является поводом отказываться от нормальной зарядки.
Зарядка АГМ-аккумуляторов
AGM-аккумуляторы становятся все популярнее благодаря длительному сроку службы и устойчивости к вибрациям. Чтобы сохранить высокие рабочие параметры, их нужно правильно заряжать.
Так как батареи AGM чувствительны к превышению напряжения, перепадам температуры и глубокой разрядке, необходимо соблюдать несколько ключевых правил:
- Нельзя заряжать замерзшую батарею. При низкой температуре аккумулятор сначала нужно согреть до момента, когда напряжение достигнет 9–10 В.
- Следует использовать только подходящее ЗУ. Оно должно уметь контролировать напряжение и ток. Лучшим вариантом является автоматическое устройство с функцией стабилизации.
- Необходимо следить за напряжением. При температуре воздуха 20–25 °C зарядное напряжение не должно превышать 14,5 В. В жару показатель снижается до 14,2 В, в холодное время его можно увеличить до 14,8 В.
- Зарядный ток не должен быть высоким — достаточно 10 % от емкости батареи. Заряжать аккумулятор крайне желательно до 100 % — неполное восполнение емкости снижает его ресурс.
- Рекомендуется контролировать нагрев. При сильном перегреве батарею отключают от сети до полного остывания.
Оптимальной для AGM-аккумуляторов является трехступенчатая зарядка — сначала основным током (10 % от емкости), затем выравнивание с минимальным током и, в завершении, поддерживающее напряжение 13,2–13,8 В. Данный подход продлевает срок службы AGM-батареи и сохраняет ее эффективность даже в сложных условиях.
Как заряжать аккумуляторную батарею EFB?
EFB-аккумуляторы — современное решение для автомобилей с системой «Старт-Стоп» и не только. Они устойчивы к глубокому разряду, быстро восстанавливают заряд и служат дольше обычных АКБ. Чтобы источник питания прослужил максимально долго, нужно уметь правильно его заряжать.
Процесс состоит из нескольких шагов:
- Проверка напряжения мультиметром. Если оно составляет 12 вольт или меньше — АКБ следует зарядить.
- Выбор подходящего ЗУ. Оно должно обеспечивать напряжение 14,6–14,8 В. Обязательна проверка зарядного устройства на совместимость с EFB.
- Непосредственно зарядка. EFB-аккумуляторы можно заряжать постоянным током, постоянным напряжением или с помощью автоматического «умного» прибора.
По ходу процесса необходимо следить за температурой и контролировать заряд — автоматическое ЗУ само сообщит о завершении, в других случаях следует использовать мультиметр или индикатор на корпусе источника питания.
Заключение
Чтобы аккумулятор прослужил долго, важно не только правильно его выбрать, но и грамотно эксплуатировать: следить за уровнем заряда, не допускать замерзания, проверять напряжение и использовать подходящее зарядное устройство. Тогда даже зимой машина заведется с первого раза. Правильное обслуживание аккумуляторной батареи — вопрос комфорта и безопасности. Регулярная проверка и внимание к деталям помогут избежать неприятностей на дороге и сэкономить на ремонте.